суббота, 23 ноября 2013 г.

Самолеты садятся «по умолчанию» на автопилоте. Отказ — смерть.

Сейчас в мировой и нашей авиации царит такая идеология: самолеты садятся «по умолчанию» на автопилоте, и только в крайнем случае летчик берет на себя управление. Это за последние 10 лет привело к нескольким посадочным крушениям: пилоты при отказе бортового компьютера тупо старались перезагрузить его, а не брать забытое ими управление на себя. В итоге – «полный рот земли».

Еще в Советской авиации были случаи, когда испытатель сажал самолет с вовсе отвалившимся в воздухе стабилизатором – путем тончайшей игры тяги и закрылок.

И рядовой летчик должен хоть отчасти быть подобным виртуозом, чтобы его руки были продолжением органов управления самолетом и в пиковом случае могли уловить выход из него. Как опытный таксист может так чутко обойтись с рулем, газом и тормозом, чтобы уйти со льда в сугроб, а не в пешехода или в переднюю машину.

Но для этого надо менять всю эту идеологию: по умолчанию – автопилот, а человек вступает в управление только в аврале. Наоборот: летчик должен сажать самолет как правило – а автопилот включаться только тогда, когда весь экипаж вдруг поразит внезапный паралич.

Это не даст дремать тому спасительному навыку, который лишь и позволяет уходить от самых непредвиденных технических и компьютерных отказов.

Авиакатастрофа в Перми 14 сентября 2008 годаРасшифровка записей речевого самописца

23:07:23 2П Блядь!
23:07:24 КВС VOR/LOC armed, VOR/LOC[49].
23:07:27 КВС Добавляй!
23:07:34 КВС Так, закрылки 30, какая скорость у нас должна быть то, ёб твою мать?
23:07:39 2П 140... 133
23:07:40 ДС 8-2-1, по моим данным, набираете, сию высота 900, подтвердите. (Внешняя связь)
23:07:45 2П Блядь!
23:07:48 КВС Аэрофлот 8-2-1, э-э... подтверждаю набор... снижаюсь. (Внешняя связь)
23:07:55 ДС Аэрофлот 8-2-1, выполняйте правый разворот... на курс 360, снижайтесь 600. (Внешняя связь)
23:08:04 КВС Курс 360. снижаюсь 600, Аэрофлот 8-2-1. (Внешняя связь)
23:08:08 КВС Да ты на вариометр посмотри, блядь[50]!
23:08:09 ДС 8-2-1, рассчитывайте повторный заход, ИЛС 21 и векторение до четвёртого разворота рассчитывайте. (Внешняя связь)
23:08:10 2П Блядь, Родион! Блядь, где он?
23:08:18 КВС Аэрофлот 8-2-1, если вы не возражаете... продолжим заход. (Внешняя связь)
23:08:19 Звуковая сигнализация «Bahk angle»[51], длительность 4 секунды.
23:08:21 2П Э! Ты куда? Ты чё делаешь?
23:08:26 ДС 8-2-1, курс 360, снижайтесь 600! Рассчитывайте повторный заход. (Внешняя связь)
23:08:35 КВС Курс 360, снижаюсь 600, Аэрофлот 8-2-1. (Внешняя связь)
23:08:37 ДС 8-2-1, у Вас всё нормально в экипаже? (Внешняя связь)
23:08:42 КВС Аэрофлот 8-2-1, подтверждаю. (Внешняя связь)
23:08:46 ДС 8-2-1, понял, тогда строго выполняйте команды и рассчитывайте векторение до четвёртого разворота. Правый разворот на курс 360, снижайтесь 600. (Внешняя связь)
23:08:52 КВС Снижаюсь 600, курс 360, Аэрофлот 8-2-1. (Внешняя связь)
23:08:53 2П Возьми, а! Возьми! Возьми[52]!
23:08:56 КВС Да что «возьми», блядь, я ж тоже не могу!
23:08:58 Звуковая сигнализация «Bahk angle», длительность 11 секунд.
23:09:00 2П Наоборот, в другую сторону[53]!
23:09:03 2П Ёб твою мать!
23:08:05 КВС Выпол... в...
23:09:08 2П Ёбаный в рот!
23:08:09 КВС Ну-у!?
23:09:10 2П Чего делаем то, блядь?
23:09:18 ДС 8-2-1, работайте с Подходом 127,1. (Внешняя связь)
23:09:20 КВС Ёб твою мать!
23:08:20 Начало звуковой сигнализации «Sink Rate Fault»[54], длительность до конца записи.
23:09:22 КВС Пиздец! (Крик) (Внешняя связь)
23:09:25 Столкновение с деревьями и далее с Землей, конец записи бортовых самописцев.


PERM CRASH (видео)

Представители авиакомпании «Аэрофлот-Норд» сразу после катастрофы заявили, что экипаж самолёта был опытным.

Комментариев нет: