Цель глобальной экономики состоит в максимальном увеличении богатства и власти ее элиты,
а цель экодизайна — в максимальном увеличении устойчивости паутины жизни.
Величайшей задачей человечества в XXI веке станет изменение системы ценностей глобальной экономики, с тем чтобы согласовать ее с требованиями человеческого достоинства и экологической устойчивости.
Одним из наиболее серьезных препятствий на пути к устойчивости является постоянный рост материального потребления: «ресурсы перемещаются от бедных к богатым, а грязь — от богатых к бедным».
Нескончаемый поток рекламы укрепляет людей в заблуждении, что накопление материальных благ — это прямой путь к счастью и сама цель нашей жизни.
Соединенные Штаты пытаются держать в узде весь мир, чтобы обеспечить оптимальные условия сохранения и расширения своих производств.
Такое превознесение материального потребления имеет глубокие идеологические корни, далеко выходящие за рамки экономики и политики.
Гилмор обнаружил, что в самых различных культурах «настоящими» мужчинами традиционно считались те, кто производит больше, чем потребляет: «Вновь и вновь мы обнаруживаем, что «настоящие» мужчины — это те, кто дает больше, чем берет; те, кто служит другим. Настоящие мужчины благородны — порой даже чрезмерно».
Со временем в этом представлении произошел сдвиг — от производства ради блага других к материальному обладанию ради собственного блага (Второзаконие 15:6 Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать).
«В индустриальном обществе «большой человек» — это также первый богач района, самый преуспевающий, самый компетентный... У него есть большинство из того, в чем нуждается общество и чего оно хочет».
Китайская мудрость говорит, что ян-ценности должны быть уравновешены инь-ценностями, то есть женскими противоположностями: экспансия — сохранением, конкуренция — сотрудничеством, а ориентированность на предметы — ориентированностью на взаимоотношения.
Экологическая грамотность требует системного мышления — мышления в терминах взаимосвязей, окружения, моделей и процессов, — поэтому экодизайнеры ратуют за переход от экономики товаров к экономике услуг и потоков. В такой экономике происходит непрерывный круговорот материи, благодаря чему совокупное потребление сырья резко снижается.
Родственники, друзья, соседи — вот величайшие источники человеческой любви и радости. Мы навещаем родственников, время от времени общаемся с любимыми учителями, обмениваемся любезностями с друзьями. Мы пускаемся в сложные предприятия, призванные помочь другим людям, спасти лягушек или защитить дикую природу, и, занимаясь этим, вдруг ощущаем глубочайшее удовлетворение. Мы обретаем духовную самореализацию в природе или в помощи своим собратьям. Ничто из этого не требует расходования даров Земли, и в то же время приносит величайшее наслаждение. Удовольствие такого рода многогранно, и оно приближает нас к подлинному счастью в гораздо большей степени, чем простые радости вроде бутылки кока-колы или нового автомобиля.
Безусловно, переход к устойчивому миру будет непростым. (Второзаконие 7:2 и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их)
С другой стороны, теория сложных систем также говорит о том, что подобные точки неустойчивости могут привести не к качественному' преображению, а к развалу. Так есть ли нам на что надеяться в будущем?
Вацлав Гавел: надежду, подобную той, о которой я часто размышляю... я понимаю прежде всего как состояние ума, а не мира. Мы либо имеем надежду внутри себя, либо нет; это аспект души, который вовсе не обязательно обусловлен неким наблюдением за внешним миром или оценкой ситуации... Надежда не есть убежденность в том, что те или иные обстоятельства обернутся наилучшим образом, но уверенность, что они несут в себе смысл независимо от того, как именно они обернутся.
У любой цивилизации есть альтернатива:
0: погибнуть;
1: существовать вечно;
2. Развитие любой цивилизации есть развитие феномена сознания.
3. Предел развития всех живых цивилизаций есть Осознающий Бог.
Необходимо постулировать вечное и бесконечное развитие цивилизации до размеров Мира, до качества Осознающего Бога.
Нет более сложной задачи для разума, чем вечно существовать.
Истина независима от переворотов в мировоззрении: В единственно-устойчивом Мире ВСЕ ФАКТЫ складываются в целостную картину Мира.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий